Жилая среда


ADD AWARDS | Коллекции лучших проектов


Каталог ADD


Интерьерные салоны


Design Guide


События







Наталья Мальцева, телеведущая программы «Квартирный вопрос» на канале НТВ, о конкурсе IDA

В прошлом году Вы входили в состав членов жюри конкурса International Design Award, организованного компаниями Hettich и REHAU. Расскажите, пожалуйста, как это было, какие у Вас остались впечатления от конкурса?

В целом, прекрасные, причем как от самой поездки, так и от работы, общения с членами жюри и организаторами. Всё было замечательно организовано, и это очень приятно, так как, несмотря на то, что работы было много, всё прошло слаженно и легко. Нам предстояло выбрать примерно из 300 поступивших работ сначала 50, а потом и вовсе 5. На первый взгляд это показалось неподъёмной задачей, но потом мы выработали свою технологию, и всё удалось.

У вас как-то коллегиально решения принимались, или был отработанный механизм из других, может быть, конкурсов, принесённый опыт использовали в этом случае?

Не знаю как для других членов жюри, а для меня этот конкурс был первым. Мишель Далер из Канады и Андреас Энслин из Германии, а также наши коллеги из Китая и Бразилии – опытные дизайнеры и педагоги, так что, возможно, им уже приходилось кого-то судить. Конечно, многое в подобном деле зависит от людей и отношений, которые складываются в команде. В нашем случае было очень легко, мы приходили к единогласным решениям. Сложно было на финальном этапе, когда ответственность возросла. Мы же понимали, что за каждой работой стоит молодой дизайнер, который работал, трудился и имеет амбиции, поэтому мы старались не упустить ни одной детали и выбрать только лучшее.

Каких критериев оценки вы придерживались при выборе лауреатов?

Креативность, полезность, новизна – думаю так.

Представить свои работы на конкурс могут молодые архитекторы и дизайнеры со всего мира. Студенты из каких стран были наиболее активны? Много ли было конкурсантов из России? Как Вы думаете, сохранится ли эта тенденция?

К сожалению, я не владею информацией по точному количеству участников из России, потому что все работы шли под кодами. Только по некоторым частным, чисто стилистическим признакам (например, наличию самовара или национального орнамента) можно было сделать вывод, что эта работа, вероятно, из России. Организаторы раскрыли информацию, только когда мы выбрали победителя. Например, я узнала, что один из конкурсантов-победителей – российский студент, лишь после оглашения нами пятёрки финалистов.

Как вы думаете, это кодирование специально было сделано, чтобы избежать субъективности в принятии решений?

Да, и это абсолютно правильно. Иначе у каждого члена жюри был бы соблазн поддержать конкурсантов из своей страны. Я считаю, что должна присутствовать абсолютная объективность и равные условия для всех участников. Так что такое решение было правильным. Да и вообще, вся организация конкурса была тщательно продумана и подготовлена, не было никаких сбоев.

Были ли проекты, которые особенно Вам запомнились? В чем заключалась их основная идея? Какие черты отличают «мебель будущего», по мнению участников конкурса?

Дизайн развивается по своим законам, и тут нет каких-то особенностей, скорее присутствуют какие-то стилевые моменты, и появляются новые технологии и материалы. В любом случае, тон задают гениальные дизайнеры, которые находятся на передовой, и их разработки затем плавно, как с верхушки пирамиды, спускаются к основанию, появляясь в массовом пользовании. Какой будет мебель будущего, сказать сложно. Скорее похожей на ту, какой мы пользуемся сейчас, и критерии её оценки будут теми же: комфорт и эстетическая составляющая.

Какие-то проекты вы можете вспомнить, так, с лёту, которые запомнились? Вот, про самовар…

Мне очень понравилась работа-победитель, которую выполнил наш студент Дмитрий Сергеев. Он назвал ее «CookPit», по сути дела это мультиварка, встроенная в рабочую поверхность кухни. Думаю, нечто подобное скоро действительно появится наряду с обычной варочной панелью.

Еще одна оригинальная идея – лампа-светильник, которая от статического электричества раскрывается, превращаясь в такой пушистый белый шарик. Это была идея кого-то из азиатских студентов.

Девочка из Польши придумала полку с выдвижной сушилкой для белья – это очень удобно для маленьких пространств. К тому же, в таком исполнении подобный предмет я еще не видела. А поскольку пространства сейчас всё меньше и меньше – квартиры уменьшаются из-за дороговизны, то такие придумки, оптимизирующие жизнь, крайне актуальны.

Что Вы могли бы пожелать участникам юбилейного 10-го конкурса IDA, прием заявок на который начался в июне? На что им стоит обратить особое внимание при подготовке конкурсных работ?

Очень важно, как оформлена презентация, потому что это то, на что жюри обращает внимание в первую очередь. Насколько проект ясный, чёткий, эффектный – вот решающие факторы. Кстати, работа победителя Дмитрия Сергеева была очень хорошо оформлена, и когда организаторы спросили членов жюри (после того, как мы выбрали эти работы), откуда, как им кажется, эти конкурсанты, я, держа в руках работу своего соотечественника, сказала: «Это точно немец». И, представьте, как здорово было узнать, что это наш российский студент из Бауманки! Так что обращайте внимание на грамотное оформление. Ну и конечно, самое главное – это креативность, смелость, продуманность.

Смелости не стоит бояться?

Смелости не стоит бояться, да, но и не перестарайтесь в этом плане. К примеру, та же полка с сушилкой – новый взгляд на привычные вещи. И это тоже ценится.

Что дало Вам участие в данном конкурсе? Над какими проектами Вы работаете в настоящее время?

Я получила от участия в конкурсе огромное удовольствие, мне было приятно пообщаться с другими членами жюри, интересно посмотреть на то, в «каком супе» варится молодёжь. Важно, что дизайнерская мысль пульсирует, развивается.

Что касается моих проектов, то я по-прежнему продюсирую программы «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ», у нас появилась хорошая молодая волна дизайнеров, архитекторов – креативных, смелых ребят. Они придумывают нереальные вещи и интерьеры, а мы даём им возможность воплотить проекты в реальность. Наверное, именно поэтому наша программа – это такая площадка, где встречаются молодые специалисты и заслуженные мастера (недавно у нас участвовал архитектор Алексей Розенберг, который за свой проект – квартиру из фанеры и металла – получил премию АРХИWOOD). 

Неделя Дизайна в Санкт-Петербурге
Международная премия ADD Awards 2020