Бо Макклелан (Beau McClellan) ─ художник, работающий со светом и мастерски облекающий этот свет в реальные предметы интерьера. Его модели светильников неоднократно получали престижную премию Международного конкурса RedDot Design Award. Бо живет и работает в Португалии, он не любит слова «промышленный», хотя его творения расходятся огромными тиражами по всему миру. Часть своих планов он связывает и с Россией.
─ Бо, вы были художником и скульптором. Как вы пришли к промышленному дизайну?
─ Я по-прежнему художник. Играю по тем же правилам в индустрии дизайна, что и в искусстве. Не люблю слово «промышленный». Дизайн для меня ─ это творчество. Разница лишь в том, что будучи художником и скульптором я создавал объекты для ограниченного числа «счастливчиков», в мое искусство было вовлечено гораздо меньше людей. Как дизайнер я могу поделиться своим видением со многими.
─ Что вы считаете самым интересным и самым сложным в профессии дизайнера?
─ В моей жизни был опыт режиссерской работы в кино. Так вот, самое сложное и самое важное в ней ─ правильная интерпретация того, что ты хочешь. Я беру эту модель за правило, когда работаю над любым проектом в любой стране. Главное для дизайнера ─ уметь слушать. В каждой работе возникают разного рода проблемы, и не важно, где ты трудишься. В особенности это касается случаев, когда есть желание создать что-нибудь из ряд вон выходящее, что-то сногсшибательное, прогрессивное. Но если найти правильный подход к этим проблемам, они только привнесут особенный вкус в общую атмосферу креатива. Трудности ─ это вызов, дающий вдохновение.
─ Поделитесь впечатлениями о российском дизайне, о людях и искусстве...
─ Я испытываю огромное уважение к России. Мне кажется, русские очень схожи по своей ментальности с моим шотландским бэкграундом. Здесь мне очень повезло встретить нескольких удивительных людей из мира искусства и дизайна. С эстетической точки зрения я был очень впечатлен тем, как русские авторы могут сочетать старые традиции и передовой современный дизайн. Я просто влюбился в это. Как дизайнер и как художник я убежден, что прошлое забывать нельзя. Оно помогает нам понять суть вещей. За одну ночь нельзя ничему научиться. У меня, конечно, уйма планов, связанных с Россией. Их можно разделить на три основные сферы: корпоративные инсталляции (вроде Reflective Flow), эксклюзивные проекты для частных вилл и презентация бренда Beau McClellan, который будет представлять не только привычные осветительные приборы, но и новые формы ─ свет, получаемый посредством газа и воды. Я планирую запустить все это именно в России, поскольку уверен, что страна имеет огромнейший потенциал. Я его чувствую, он отразился и в моих проектах.
─ Считается, что промышленный дизайн в России переживает не лучшие времена. Что бы вы посоветовали нашим производителям?
─ Не соглашусь. Некоторые новинки дизайна, которые я видел в России, меня очень впечатлили. Есть весьма достойные работы, но, похоже, о них почти не знают, ведь считается, что дизайна нет. Значит, проблема в другом ─ как представить дизайн миру, или как наладить связь с дистрибьюторами. Могу посоветовать молодым дизайнерам не поддаваться влиянию внешнего мира. Русский дизайн должен быть узнаваем. Однако прежде чем разрабатывать концепции для продажи на иностранных рынках, поинтересуйтесь, как там обстоят дела. Миллионы дизайнерских проектов пылятся на полках лишь потому, что автор не удосужился потратить время на исследование.
─ В вашем портфолио есть как эксклюзивные проекты, так и крупные и малые формы для масс-маркета. В чем разница подходов при проектировании?
─ По возможности я стараюсь использовать научно-исследовательские разработки крупных проектов, перенося их на малые формы и наоборот. Я никогда не пожертвую эстетикой или качеством ради финансовой выгоды. Не вижу смысла дорого платить за хороший дизайн плохого производства, который вы покупаете лишь за тем, чтобы дома обнаружить его бессмысленность. Более того, дизайнер должен следовать за своим проектом до конца. Разработки одной лишь формы недостаточно. Хороший дизайнер обязан знать процесс производства. Мой девиз в работе таков: «Функциональности нужен дизайн, дизайн должен быть функциональным»
─ Как вы выстраиваете взаимоотношения с заказчиком? Кто руководит процессом, кому принадлежит идея? ─ Здесь я опять возвращаюсь к правилу «слушания и понимания», однако всегда стараюсь придерживаться собственной интерпретации желаний клиента. Полный контроль над эстетикой ─ вот что мне нужно. Никогда не буду заниматься воплощением проекта заказчика, я не строитель. Клиент может дать мне лишь вдохновение.
─ Какие сегодня проблемы у дизайнеров в Европе?
─ Европейские дизайнеры сейчас стараются выбраться из тяжелой финансовой ситуации. Это главная проблема на сегодняшний момент. Но моя мама любила говорить: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Другими словами, мы всегда учимся новому каждый раз, когда меняется мир. Экономический кризис, быть может, лучшее, что могло случиться в дизайне за последнее время, финансовая стесненность помогает искать новые решения.
─ Опишите процесс рождения идеи. Откуда вы черпаете вдохновение, как вы его улавливаете? Блокнот, карандаш, мобильный телефон, камера...
─ Чтобы запечатлеть мои идеи, я использую все, что вы перечислили. Плюс диктофон. Люблю держать его рядом с кроватью. Иногда удивительные идеи приходят ко мне во сне, нужно ловить их сразу, пока они не исчезли навсегда. Если бы только я знал, где, когда и как вдохновение настигнет меня, я бы сэкономил сотни бессонных ночей. Креативный процесс ─ естественный, он никогда не поддастся нашему контролю. Я нахожу идеи в самых неожиданных и причудливых вещах. Мне кажется, что я смотрю на мир немного другими глазами. Дизайн моей новой коллекции Cocoon родился, когда я стоял в пробке. Кстати, это было в России, у вас самый ужасный трафик в мире. Я был загипнотизирован, наблюдая за отражениями на бампере впередистоящей машины. Самый обыкновенный бампер, даже не хромированный, но казалось, что блики, которые отражались от него, оживляли все вокруг. Или я просто сумасшедший. Как бы то ни было, хочу сказать, что я не нахожусь под влиянием каких-либо трендов, таких как музыка или мода. Я смотрю вокруг, прислушиваюсь к тому, что дает мне мир ─ архитектура, природа. Это очень сложно. Ведь чем больше ты вмешиваешься в естественный процесс, тем меньше ты от него получаешь.
─ Какие тенденции вы чувствуете в социальной жизни, в людях, в дизайне и архитектуре?
─ У меня совершенно нет предрассудков и предпочтений в общении. Люблю вспоминать слова отца: «Люди все равны. Каждый человек, которого ты встречаешь, ─ богатый или бедный, черный или белый, образованный или нет ─ это еще один урок, который дает тебе жизнь». Проблема в том, что совершенно нет времени учиться у каждого. Поэтому ты выбираешь, кому уделить свое время. Сейчас все перемешалось: основы архитектуры используются в дизайне, скульптуре, ювелирном деле и так далее. И наоборот. В прошлом месяце я жил в отеле, в котором даже музыка была специально разработана для этого места. Мне нравится, что искусство, дизайн и архитектура развиваются рука об руку. Для меня это значит, что мы все начинаем больше взаимодействовать. Нет ничего хуже, чем видеть красивую архитектуру, испорченную безвкусным интерьером, или прекрасный интерьер, который не видно из-за плохого света. Проекты становятся великими только тогда, когда мы все едем в одном поезде.
Юлия Петрова для "4room:"
|